«Завоевание света»
История серии началась в 2015 году в контексте материального освоения новых локаций и профессионального изучения художником возможностей живописи в изображении света. Света и как мира, и как физического явления.
«Мы много ходили пешком, забирались в самые глухие углы, где не было людей, путешествовали в не сезон, когда не было туристов, а местные особенно не выходили за пределы своих повседневных маршрутов. Возвращались вечером, наблюдая закаты через деревья и кусты вдоль дорог. Безлюдье и особая атмосфера вечернего света и темнеющего пейзажа создавала ощущение первых людей на земле. И только вовремя вскинутый фотоаппарат, и щелчок затвора возвращал нас в обычное состояние наблюдателей. Мы «завоевывали» локации и состояния природы с помощью фотокамеры. Мир принадлежал нам, потому что просто никого вокруг не было».
Новый аспект в этой серии появился после весны 2020 года, когда весь мир встал «на паузу» и возможность свободного перемещения сильно ограничилась. Мы все оказались в вынужденном заточении в своих домах и квартирах, а художники – в мастерских. Мы стали смотреть на мир через собственные фотографии и публикации друзей в соцсетях.
Новые работы «Завоевание света», которые создавались Евгенией Буравлевой в этот период, стали объединяться в воображаемый ландшафт. Можно было закрыть глаза и оказаться в том самом присвоенном мире, но теперь он принадлежал только тебе. Редкий в реальном мире безопасный эскапизм оказался доступным всем, не только художникам. «Terra nulluis» измученного современника, бескровно завоеванная, на основании «доктрины завоевания», заключенной с самим собой. Мерцающий свет, который то скрывает ландшафт, то выделяет резкими тенями, делает идеальной эту землю. Ведь мы ее создали для себя.
«Чужие впечатления»
В апреле 2020 все остановились там, где остановили. Объем визуальной информации в соцсетях увеличился настолько, что превратился в безудержный неуправляемый поток. Вначале постились фотографии пространств и локаций в которых застряли. Затем разбирались и публиковались завалы фотоархивов из путешествий или первых пост-карантинных поездок. Постепенно стала выстраиваться психологическая история принятия и отрицания. Мы все заново осваивали мир, который считали своим и доступным: применяли кадрирование и фильтры, решали концепцию постов, сочиняли сопроводительный текст для публикаций. По сути, делали ту же работу, которую обычно выполняет художник.
«Я всегда использую для работы только свои фотографии, доверяю исключительно своей фотокамере. Многие присылали мне свои снимки: «Смотри, Женя, это прямо для тебя фотография». Но мне казалось, что нет,
глаз не мой. А тут поймала себя на мысли, что вот с этой фотографии написала бы работу, вот с этой. И стала их собирать в коллекцию, поначалу без цели. Но все бесцельное рано или поздно обретает направление…»
Художники всегда небезуспешно боролись за право изображать свое ощущение действительности. В проекте «Чужие впечатления» Евгения Буравлева отказывается от субъективного восприятия и назначает протагонистом чужое. Но не чуждое, а принадлежащее другим.
Получая согласие на использование изображений у их обладателей, художник копирует из соцсетей фото не идеального качества вместо того, чтобы запросить исходник; в формате холста сохраняет пропорции скриншотов с экрана, подчеркивая источник социальных медиа. Такой способ заимствования изображения используется нарочито: он позволяет передать достоверность восприятия формы, в которую обличены «чужие впечатления», задокументировать то, каким именно способом автор снимка выбрал поделиться своей импрессией с миром.
«Не привычные пропорции резали глаз, это был путь смирения классического художника с золотым сечением в голове. Оставляла эффекты фильтров, даже если они делали изображение далеким от реальности. Рядом оказались изображения видов из дорогого отеля в Тоскане и золотого прииска на Колыме, богиня и шагающее дерево, вьетнамские поля в Подмосковье и отель на границе Португалии и Испании, подросток с корзиной для пикника и неизвестный в белом пиджаке, как будто из фильма-триллера, снег в Нормандии и солнце в Сестрорецке, Павловский храм дружбы и вулкан на Камчатке, рука знаменитого ландшафтного дизайнера и объект коттеджного поселка, пустыня в Иордании и озеро в Швейцарии, 2 частных интерьера, пара болот, поле под Воронежем и природные скульптуры на Алтае, пустое кафе в Целеево и бокал с игристым под Зеленоградском. Тихие радости карантина, когда замечаешь детали и широкие панорамы, повседневность отдыха и необычность рабочего процесса.»
В экспозиции выставки холсты левитируют в пространстве, как всплывающие окна внутреннего ландшафта, открывшегося благодаря обстоятельствам карантина и объединившего разных людей.
Каково это посмотреть на мир глазами постороннего человека? Увидеть смутно знакомый сюжет и идею у другого? Понять, что иногда мы видим в реальности одно и то же, отмечаем это для себя, фиксируем и выкладываем в сеть? Что все вместе стоим на одной остановке в этот момент? Каково для художника утратить тотальность видения, потерять центральное положение, уступить фиксацию момента реальности своему потенциальному зрителю, стать механическим элементом, проектором для своего собственного произведения? Как принять новые пропорции мира через экран смартфона, слишком длинный, слишком неудобный?
Цель этого проекта - нарушить герметичность процесса создания живописного
репрезентативного произведения, подменив видение создателя. Честно признаться самому себе, что так видят все. Акт восприятия реальности становится общим для художника и его зрителя. Каждый - художник.