Было время, когда одним из главных атрибутов магазинов 2000-х годов были игровые аппараты с игрушками. Кран-машина или в простонародье «хватайка» собирал вокруг себя детей всех возрастов и даже взрослых людей, одержимых выигрышем заветного приза – яркой мягкой игрушки.
Это полное переживаний воспоминание обретает новые масштабы в рамках проекта молодого архитектора из России и Эквадора Пабло Джонаттана Пухно Бермео под названием «Хватай-ка».
Отправной точкой проекта стало специфическое городское пространство бывшего завода «Элмат», в разгрузочном цеху которого сохранилась кран-балка, производивший разгрузку грузовых машин. Он и будет имитировать подъемный краник с захватом. Однако и вместо маленьких игрушек, выскакивающих из захвата, теперь – большие.
Масштабы растут и переплетение жестких форм заводского помещения и мягкости плюшевых игрушек создает яркий образ, контраст.
Фестиваль призывает художников к исследованию современного и исторического контекста городского пространства и созданию сомасштабных локальной истории проектов, внедренных в эту реальность. Синтез двух таких противоположный явлений станет наглядным отражением посыла всего фестиваля.
Воспроизведение автомата из детства в пространстве завода олицетворяет детство через «призму взрослости». Иллюзия контроля, возникавшая во время игры у ребенка, во взрослом возрасте заменяется на наивное ощущение, что ты можешь контролировать больше, но оно также мнимо. Происходит лишь изменение масштаба иллюзии контроля.