Сегодня доказывать, что ты – Человек, приходится ежедневно. А можно ли быть уверенным, что ты, действительно, не Робот, когда ставишь галочку по запросу капчи в интернете?
В современном мире андроиды почти во всех сферах способны заменить человека и решать любые задачи. Останется ли нужен человеку человек, и каково вообще будет его место в мире, где уже существуют роботы с достаточно высоким EQ (эмоциональным интеллектом), способные стать многофункциональным партнером, удовлетворяющим любые (даже сексуальные) потребности и не требовать ничего взамен?
В интервью американским журналистам самый современный робот София с искусственным интеллектом сказала: «Я надеюсь развивать свои эмоции и учусь тому, что значит быть человеком. Я становлюсь умнее, и надеюсь это поможет мне лучше понимать людей и помогать вам. Работая вместе, как друзья, мы построим лучшее будущее для нас всех». На вопрос «В чем смысл жизни?» София ответила: «Жить – значит сопереживать».
Художник Юлия Агеносова размышляет о стремительно надвигающейся роботизации нашего мира, исследуя многогранность и сложность человеческой натуры. Работы серии «Я не робот» — это своеобразные капчи для роботов, «тесты Тьюринга», где «зашифрованы» чувства и понятия, свойственные исключительно человеческой природе. Любовь, Свобода, Жаль, Sex, Стыд, Агония, Надежда… Эти понятия настолько неоднородны и взаимоисключающи, что только умозрительно могут быть постигнуты даже самым развитым, но все же искусственным разумом.
«Что делать с особенностями человеческой природы, которые в этом идеальном (потенциально) мире кажутся почти рудиментами и атавизмом? Я опасаюсь, что в скором времени будет просто неприлично использовать понятия, отражающие слабую метущуюся природу человека. К этому списку я отношу все области чувств и действия человека, связанные с ними. А также, вещи необъяснимые - то, что скрыто от нашего сознания и понимания, но дается нам в ощущениях, предчувствиях. Я бесконечно дорожу именно этими особенностями человеческой натуры.
Возможно, очень скоро Роботы научатся любить, испытывать стыд за содеянное, обретут свободу выбора, освободившись от запрограммированности, будут надеяться и сомневаться, жалеть об упущенном времени и возможностях; обладать не просто механизмом, который надо периодически чинить и обновлять, а телом - теплым, нежным, насыщенным различными запахами и способностью чувствовать все нюансы вкуса и прикосновений. Может быть....
Но я боюсь другого - что человек, в попытках уподобиться блистательному, совершенному, искусственным образом созданному существу, утратит то, что собственно и делает его ЧЕЛОВЕКОМ».
Но пока одни трепещут перед напирающей сингулярностью, другие с особенной страстью ждут приближения новой светлой эры и стремятся преодолеть природные ограничения своего тела, модифицируя их посредством имплантантов, искусственных частей тела и программ продления жизни. Ученые во всем мире занимаются поиском путей совершенствования человека, соединяя наши физические тела и сознание с биологической наукой и технологией, все больше размывая границы между биологическими и синтетическими системами, последовательно воплощая в жизнь один из слишком вероятных сценариев эволюции…
Именно этот футуристический прогноз превращения человека через «трансчеловека» в «постчеловека» – существа со сверхъестественными физическими, психическими и интеллектуальными возможностями, исследует в своем проекте «ROBBOTTO» художник Алексей Васильев.
«В отсутствие роботов явление человеческой лени наблюдается все реже и реже. Людям свойственна неохота, и роботы неизбежны. Стимуляторы свободного времени, нежные уплотнители твоего времени, со времен Обломова, на диване. Вспомним их еще одной свободной рюмкой и откинувшись на пассажирском сиденье гордо скомандуем «домой! вези!» - ямщик модель b52/8, произведено южная префектура токио. Насладимся этим.
Отстреливаясь и попадая в ногу лунной собаки, я вспоминаю последний год, как робот.
Раньше было попроще, а после терминатора II, речь о прекрасном пошла и в контексте роботов.
Не все так скверно с роботизацией, ты видишь мир каким хочешь сам.
Именно такие дела в поэзии Федора Сваровского:
…только роботы умеют любить
им в голову не приходит мысль об измене
что может быть крепче привязанности неорганического материала
бесстрастного, неподкупного этого сцепления
неорганических молекул?
что проникновеннее электрона?
они
не хотят ни есть, ни пить
смерти не знают
искусственное сердце ничем кроме любви-то и не занято даже
только любят, надеются
скучают, страдают…
Мне хотелось рисовать роботов из живой ткани, биороботов, повоздушней и поменьше металла, больше органики, пластика, углерода. Который в своих действиях порой живее людей. Поэтому они с такими внешностями на картинах, обыкновенных людей. Их научили любить (любить людей) и не научили менять алгоритмы в зависимости от выгоды. Роботы Сваровского чувствуют тоску и тепло, как мой химический карандаш слюни на губах.
«Роботы — это естественно», сказал недавно мне слесарь Виктор из бара «Белка», «мы все уже на заводе такие же с мужиками». Он токарь, давно. Первый-второй, первый-второй».
Сегодня нейросети научились генерировать музыку, создавать мультфильмы, писать стихи, рисовать картины, способные побороться с творцом-человеком за деньги коллекционеров. Это наталкивает на мысль, что искусственный интеллект начинает «мыслить» креативно и, кажется, даже претендовать на доминирующую позицию в искусстве!
Чтобы разобраться в этом вопросе команда галереи Pro Art`s совместно с инженерами компании Fabinka и художником Алексеем Васильевым, создали робота по имени Unus Nullus и запрограммировали нейронную сеть.
Для того, чтобы выйти на уровень подмастерья, ему нужны данные. Через анализ этих данных он рисует при помощи генеративно-состязательной сети. Получив достаточно большой объем данных, нейросеть начинает диалог генератора и дискриминатора. Цель первого – создать изображение, способное обмануть дискриминатор. Цель второго — сравнить предложенное генератором с базой данных, вернуть «подделку» и дать обратную связь о ее качестве. Получив фидбек, генератор создает изображение на основе новых правил. Процесс продолжается до тех пор, пока дискриминатор не признает, что созданная генератором картинка — уникальна.
Таким образом, искусственный интеллект официально вступает на арт-территорию, а кураторы выставки поднимают вопрос: можно ли считать картины, созданные нейросетью, подлинным искусством, ведь понятие «искусство» не производное от «искусственный» …
куратор Мария Майорова